igsup

 

История кафедры

Национальная политика в многонациональном Российском государстве – тончайший инструмент, применяемый в целях обеспечения благополучия и процветания около 200 народов, соединенных общей судьбой. Учитывая то, что она направлена на регулирование межнациональных отношений, к осуществлению ее необходимо подходить компетентно и ответственно.

Снижение компетентности и ответственности в 60–80 гг. в СССР, преждевременное успокоение «решением национального вопроса» привели на рубеже распада страны к ослаблению внимания к национальным процессам, к назреванию региональных и этнополитических конфликтов.

Уже во второй половине 80-х гг. прошлого века стала очевидной потребность системной подготовки руководящих кадров в области национальных отношений, анализа практической ситуации, понимания природы этнополитических конфликтов, т. е. проблем, несвойственных для советской научной мысли.

yanovskyОбучающиеся в АОН слушатели все больший интерес проявляли к этим проблемам. Именно этими причинами обусловлена была постановка вопроса перед ректоратом АОН при ЦК КПСС о создании кафедры для подготовки кадров в области национальных отношений, что было активно поддержано ректоратом Академии. Ректор Академии, член-корреспондент АН СССР Рудольф Григорьевич Яновский поставил вопрос о создании кафедры перед заведующим отделом национальной политики ЦК КПСС национальной политики Вячеславом Александровичем Михайловым, и вопрос получил одобрение.mixailov 1

В результате этого Приказом ректора АОН при ЦК КПСС в сентябре 1990 г. была создана кафедра «Межнациональных отношений». Руководителем кафедры по совместительству с основной работой был утвержден заведующий отделом национальной политики ЦК КПСС доктор исторических наук, профессор Михайлов Вячеслав Александрович. Заместителем руководителя кафедры была назначена доктор исторических наук, профессор Калинина Клавдия Владимировна, преподавателями кафедры были зачислены профессор И.И. Грошев, профессор Л.В. Метелица, кандидаты исторических наук А.И. Никулин и Г.К. Уразалиева. В виду дефицита специалистов в области национальной политики большой вклад в учебный процесс кафедры внесли работники аппарата Отдела национальной политики ЦК КПСС, работавшие по совместительству: доцент В.Р. Багдасаров, профессор Р.В. Енгибарян, которые по совместительству вели учебную и научную работу.

В сентябре 1991 г. кафедра была переименована в кафедру национальной политики и межнациональных отношений в составе Института истории и истории общественных движений и политических партий Академии. Однако в марте 1992 г. в связи с ликвидацией АОН при ЦК КПСС (п. 1. ст. 33 КЗОТ РСФСР) кафедра была упразднена, а попытки работников кафедры возобновить ее деятельность не получили поддержки у нового руководства созданной на базе АОН ЦК КПСС – Российской Академии Управления (РАУ).

Перейдя на работу в Госкомнац РФ, доктор исторических наук, профессор К.В. Калинина поставила перед руководством Госкомнаца вопрос о необходимости систематической работы по учебе государственных служащих в области национальных отношений.

tishkovПонимая роль и значение подготовки руководящих кадров в данной сфере, Председатель Госкомнаца РФ В.А. Тишков и заместитель Председателя В.Н. Шамшуров поддержали инициативу и обратились с письмом к руководству РАУ о воссоздании кафедры.

shamshurovВ письме, подписанном заместителем Председателя Госкомнаца В. Шамшуровым на имя ректора Российской академии управления Р.Е. Тихонова от 26.05.93 г. № 07-451 обращалось внимание, что Государственный комитет Российской Федерации по делам федерации и национальностей заинтересованно относится к созданию в Российской академии управления кафедры национальной и федеративной политики. Гарантировалось содействовать в осуществлении набора слушателей, аспирантов и докторантов на кафедру. Одновременно в структуре Госкомнаца РФ был создан Учебно-методический отдел, возглавляемый К.В. Калининой, который разработал программу курсовой подготовки работников, занимающихся национальными вопросами в регионах, обучение которых предполагалось проводить на базе Института повышения квалификации кадров РАУ, который в то время возглавлял С.С. Вахов.

При этом обобщался и распространялся опыт управления межнациональными отношениями в стране в т.ч. осмысливались общепризнанные принципы и нормы международного права в области прав национальных, этнических, языковых меньшинств и лиц, относящихся к ним, а также конституционные основы национальной политики. В концентрированном виде новые задачи в области национальной политики были сформулированы в учебно-методическом пособии «Национальные меньшинства в России» (автор - профессор К.В. Калинина), которое вошло в осуществляемую в РАУ программу «Модель демократии для России» (научный руководитель программы проректору РАУ профессор В.В. Рябов). Это было первое методическое пособие, подготовленное Госкомнацем РФ совместно с Российской академией управления и рекомендовано работникам субъектов Российской Федерации, занимающимся вопросами национальных отношений, а также слушателям и аспирантам Российской академии управления для самостоятельного изучения данной проблемы. Дело в том, что проблема национальных меньшинств с конца 20-х гг. прошлого века перестала быть объектом национальной политики СССР, в то время как в зарубежной политике и науке она рассматривалась как фундаментальная основа защиты прав национальных, этнических и языковых прав человека, находилась постоянно в поле зрения ОБСЕ. Именно этот аспект национальной политики требовал нового осмысления и включения в управление национальными отношениями.

Ректорат РАУ положительно отнесся к инициативе Госкомнаца РФ, и пробным актом на пути образования кафедры было проведение 2-х недельных курсов повышения квалификации руководящих кадров государственной службы, занимающихся национальными вопросами, на базе Института повышения квалификации кадров Российской академии управления, на которых обучались представители 76 субъектов Российской Федерации. Тематический план курсов содержал новые демократические подходы к осмыслению национальной политики, учитывающие общепризнанные принципы и нормы международного права и вытекающие из содержания задач, поставленных в государственных документах того времени.

Это был поисковый период в определении новых направлений национальной политики России после распада СССР. Осмыслением его и формированием концептуальных основ национальной политики в стране занимались ученые, – специалисты в этой области и одновременно известные государственные служащие и политики: Р.Г. Абдулатипов, Л.Ф. Болтенкова, Н.П. Медведев, В.А. Михайлов, В.А. Печенев, В.А. Тишков, В.Н. Шамшуров и др., что стало основой в разработке учебных планов и программ. Именно эти факторы убедили ректорат РАУ в необходимости образования самостоятельной кафедры. 3 июня 1993 г. была создана кафедра этнополитологии и федерализма в составе Политологического Центра РАУ, которым руководил профессор В.С. Рогачев. Руководство РАУ обратилось с предложением к Р.Г. Абдулатипову, бывшему в то время Председателем Совета Национальностей Верховного Совета РСФСР, возглавить по совместительству кафедру и получило его согласие.

В становлении воссозданной кафедры участвовали профессор К.В. Калинина, профессор А.А. Мацнев, профессор В.А. Михайлов, профессор В.В. Печенев, профессор Г.Т. Тавадов, профессор А.А. Чичановский и др., а также Б.Б. Жамсуев, В.Ю. Зорин – Председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей, которые подготовили и защитили кандидатские диссертации по кафедре, а В.Ю. Зорин, позже и докторскую.

Уже в 1993/94 г. успешно был осуществлен набор слушателей и аспирантов.

Указом Президента Российской Федерации от 6 июля1994 г. № 1140 РАУ была преобразована в Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации, что явилось дальнейшим стимулом в развитии кафедры, расширило его учебную и научную проблематику. В соответствии с решением заседания Ученого Совета РАГС при Президенте РФ 13 мая 1996 г. № 2 кафедра этнополитологии и федерализма была переименована в самостоятельную кафедру национальных и федеративных отношений (Приказ № 987-Л, 6 декабря 1996 г.). Целесообразность уточнения названия кафедры вытекала из тесной взаимосвязи национальной политики и государственного устройства в нашей стране. Совершенствование федеративных отношений входит в число приоритетных задач внутренней политики и призвано реализовывать на практике федеративное устройство Российской Федерации, основанное на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. Руководство РАГС при Президенте РФ поддержали инициативу заведующего кафедрой Р.Г. Абдулатипова о создании Диссертационного совета К-151.04.19 по защите кандидатских и докторских диссертаций по проблемам национальных и федеративных отношений (с 1999 г. – совет Д-151.04.29, с 2001 г. – Д.502.006.14, с января 2008 г. – совет Д.502.006.14, с июня 2011 г. – Д.504.001.14).

Преподаватели кафедры принимали активное участие в законотворческой деятельности. В разработке Федеративного Договора (1992 г.) и Конституции Российской Федерации (1993 года) непосредственно участвовали Р.Г. Абдулатипов, Л.Ф. Болтенкова, Н.П. Медведев, В.В. Печенев; в разработке Концепции Государственной национальной политики и Закона «О национально-культурной автономии»  (1996 г.)  под руководством профессора В.А. Михайлова – Министра по делам национальностей и федеративных отношений принимали участие В.Ю. Зорин – Председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей, К.В. Калинина, С.А. Пистрякова, А.Е. Жарников и др.

За это время кафедра получила признание в Академии, в субъектах Российской Федерации. С 1993 по 2005 год было выпущено свыше 200 человек государственных служащих (второе высшее образование), около 500 человек в курсовой системе, защищено 128 диссертаций, в т. ч. 12 докторских.

До октября 2005 г. кафедру по совместительству возглавлял Р.Г. Абдулатипов, который работал заместителем Председателя Совета Федерации, затем Вице-премьером Правительства Российской Федерации, Министром по делам национальностей. В 1995 г. он создал и возглавил Ассамблею народов России. В 2005 г. был назначен Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Таджикистане.

В октябре 2005 г. произошло объединение кафедры национальных и федеративных отношений и кафедры внешнеполитической деятельности России (Приказ № 1264 от 20 октября 2005 г.), получившей название «Кафедра национальных, федеративных и международных отношений». Возглавил кафедру профессор В.А. Михайлов. Объединенная кафедра расширила предметное поле, проводились ежегодные научно-практические конференции, в том числе международные, издавалась научная литература, в чем была большая заслуга профессора В.С. Буянова – ответственного секретаря Центра Глобалистики РАГС.

В феврале 2008 г. (Приказ № 245 от 29 февраля 2008 г.) кафедра национальных, федеративных и международных отношений была преобразована и получила прежнее название «Кафедра национальных и федеративных отношений». В решении Ученого Совета Академии от 20 февраля 2008 г. отмечалось, что «признавая важным сохранение научного и образовательного опыта в области национальных и федеративных отношений преобразовать кафедру национальных, федеративных и международных отношений в кафедру национальных и федеративных отношений. Заведующим кафедрой остался профессор В.А. Михайлов.

Следует отметить, что становление и развитие такой кафедры обусловлено необходимостью подготовки и повышения квалификации кадров государственных и муниципальных служащих в области национальной и федеративной политики в стране. Эта необходимость определяется рядом политических документов.

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 22 июля 1998 г. № 816 «О реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» в обязанности РАГС вменялось «внесение дополнений в учебные планы курсов подготовки и переподготовки госслужащих в соответствии с задачами реализации государственной национальной политики в Российской Федерации».

Необходимость подготовки специалистов в области управления национальными отношениями и защиты прав и свобод человека обусловлена также решениями международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы формирования общего образовательного пространства государств – участников СНГ» (11 ноября 2000 г.), г. Санкт-Петербург, на которой была создана Межпарламентская Ассамблея по науке и образованию, где обращалось внимание, что руководители государственных и негосударственных организаций Российской Федерации и СНГ во всех сферах жизнедеятельности многонациональных обществ должны иметь специальную подготовку в области управления национальными отношениями, защиты прав и основных свобод человека.

В этих целях Постановлением Правительства Российской Федерации № 629 от 25 августа 2001 г. утверждена федеральная целевая программа «Формирование установок толерантности сознания и профилактики экстремизма в Российском обществе», которая ориентирует на «разработку и апробацию программ переподготовки государственных служащих и сотрудников правоохранительных органов» (п. 34) и на «разработку предложений о внесении в квалификационные требования, предъявляемые к государственным служащим» (п. 35).

Актуальность и важность постановки этнонационального образования отражены в ряде международных документов, касающихся прав национальных и этнических, религиозных и языковых меньшинств и лиц, относящихся к ним, т.е. прав и свобод человека. Учитывается также в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (49/184), которая провозгласила еще с 1 января 1995 г. Десятилетие образования в области прав человека и прав лиц, относящихся к национальным меньшинствам.

Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации от 19 декабря 2012 г., в которой сказано о необходимости развития системы образования в сфере государственной национальной политики, гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, упрочения общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа РФ (российской нации), обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих по типовым учебным программам по вопросам реализации государственной национальной политики.